В нашей стране существует огромное количество организаций некоммерческого типа. Популярность во многом объясняется тем, что их деятельность направлена на достижение общественно важных целей и задач, а не на получение материальной выгоды. В 1996 г. в РФ был создан закон об НКО, призванный регулировать деятельность таких организационно-правовых форм.

История принятия и суть закона

Федеральный закон об НКО

В 90-х гг. 20 века началось активное формирование законодательной базы об организациях некоммерческого типа. Для урегулирования социальных и экономических проблем, назревших в обществе, 12 декабря 1996 года вступил в силу фз о НКО, являющийся своеобразной базой, определяющей суть и основные направления деятельности некоммерческих организаций. Данный законодательный акт стал "толчком" к развитию этой неприбыльной отрасли в стране: началось активное формирование социально-культурных организаций и фондов. К 2000 г. численность НКО увеличилась с практически в три раза, по сравнению с 90-ми годами.

Целью деятельности НКО может являться достижение любого блага, представляющего ценность для общества:

  • развитие науки, культуры, образования и спорта;
  • оказание юридической помощи населению;
  • защита прав и интересов отдельных категорий граждан;
  • удовлетворение духовных потребностей и пр.

Получается, что основным признаком такой структуры является социально-ориентированное направление деятельности.

ФЗ 7-фз гласит, что некоммерческие объединения могут создаваться только в соответствии с нормами действующего законодательства. Предметом регулирования данного закона является правовое положение НКО, их виды, источники финансирования, а также способы создания и осуществления деятельности на территории РФ.

Согласно положениям закона некоммерческая организация обязана:

  • пройти процедуру официальной регистрации в качестве юридического лица подробнее тут.;
  • иметь собственное имущество и самостоятельно им управлять;
  • иметь смету и баланс.

С момента получения свидетельства, подтверждающего факт окончания процедуры регистрации, учредители вправе открывать счета в банках, использовать собственную символику, определять сроки выполнения работ и т. д.

Последняя редакция

С 1996 г. №7‒ФЗ претерпел серьезные изменения. В августе 2009 года вступил в силу №170-ФЗ «О внесении изменений». В результате были внесены следующие коррективы:

  • изменился порядок контроля за деятельностью НКО;
  • некоторые формы некоммерческих объединений получили возможность не предоставлять особые формы отчетности;
  • на учредителей возложили обязанность по публикации отчетов и других сведений;
  • изменена периодичность плановых проверок;
  • изменился порядок регистрации. Количество документов, необходимых для постановки на учет, осталось таким же, но п. 5.1 ст. 13.1 запретил Минюсту требовать предоставления документов, отличных от тех, что указаны в установленном перечне;
  • увеличился список оснований для отказа в регистрации и пр.

В 2014 годы изменения коснулись и ГК РФ, особенно статьи, касающиеся юридических лиц.

С недавнего времени социально-ориентированные НКО получили доступ к государственному рынку услуг. После включения в специальный реестр объединения, признанные общественно полезными, получают множество льгот и преференций от государства. Новый закон, вступивший в силу в 2015 году, позволяет НКО оказывать гражданам услуги наравне с государственными учреждениями. Многие специалисты критически относятся к подобной законодательной инициативе, опасаясь, что такие объединения смогут заполонить рынок, вытеснив тем самым государственные структуры. Получить консультацию по созданию НКО и регистрации юридических лиц вы можете, заполнив форму на сайте нашей компании.