Регистрация ОАО и ПАО – сходство и различие

Сегодня существует множество организационно-правовых форм для ведения бизнеса. Но особо часто можно встретить две аббревиатуры: ОАО и ПАО. Многие полагают, что эти понятия совершенно идентичны, но такой подход ошибочен. В этой статье попробуем разобраться в отличиях этих форм и рассмотрим особенности регистрации ПАО в Москве.
ОАО: понятие и особенности
Открытое акционерное общество представляет собой организационную форму, при которой формирование капитала происходит за счет выпуска акций ‒ ценных бумаг, позволяющих определить размер вклада каждого из учредителей в уставной капитал и, соответственно, долю получаемой прибыли. Учредители вправе свободно распоряжаться принадлежащими им акциями (дарить, реализовывать и пр.). Информация о деятельности ОАО должна быть доступна общественности. Как же зарегистрировать ОАО?
Отличие ПАО от ОАО
В 2014 году в ГК РФ были внесены поправки, в результате чего ОАО были переименованы в ПАО (публичные акционерные общества). Законодатели обязали акционерные общества, которые на момент внесения изменений уже осуществляли свою деятельность, перерегистрироваться в ПАО. Стоит отметить, что для новой организационно-правовой формы присущи черты, которых не существовало ранее. Чем же отличаются ПАО?
- Деятельность публичных обществ полностью прозрачна ‒ они обязаны регулярно публиковать списки акционеров, несколько раз в год созывать общие собрания, также участилась периодичность проверок.
- Ужесточились требования к проведению аудиторских проверок.
- Облигации и акции допускаются к торгам на бирже.
Целью внесения поправок в законодательные нормы являлось повышение прозрачности деятельности юридических лиц, а также сведение к минимуму возможности рейдерского захвата.
Особенности регистрации
Действующим ОАО необходимо пройти процедуру перерегистрации. Для этого необходимо составить заявление (Р13001), подготовить новую редакцию устава и протокол общего собрания акционеров. Оплачивать госпошлину не требуется. Все документы подаются в территориальное отделение ИФНС и по истечение пятидневного срока забираются готовые бумаги, подтверждающие факт внесения изменений. Затем изготавливается новая печать и о внесенных изменениях уведомляются банковские организации, бюджетные и внебюджетные учреждения, а также контрагенты.
Чтобы зарегистрировать ПАО с нуля требуется придерживаться определенной последовательности действий.
1. Подготовить требующийся для подачи в ИФНС пакет документов:
- заявление (Р11001);
- устав организации;
- протокол собрания на котором было принято решение о создании публичного общества;
- бумаги, подтверждающие правомерность использования указанного юридического адреса (правоустанавливающее свидетельство или гарантийное письмо от владельца недвижимости);
- квитанцию об оплате госпошлины (4 тыс. рублей).
Бумаги подаются в ФНС и через 5 дней выдается готовое регистрационное свидетельство, а сведения о вновь созданном обществе вносятся в ЕГРЮЛ.
Минимальный размер уставного фонда для ПАО на сегодняшний день составляет 100 тыс. рублей, при регистрации ОАО эта сумма была несколько ниже. Сведения о размере УК и величине взноса каждого из участников должны быть прописаны в уставной документации.
Учредителям, уже на начальном этапе, стоит подобрать регистратора, который будет заниматься ведением реестра акционеров, и заключить с ним договор.
2. Передать регистратору реестры акционеров.
3. Зарегистрировать первичный выпуск ценных бумаг.
4. Внести средства на формирование УК.
5. Передать сведения о новом эмитенте в ЦБ РФ.
При регистрация ПАО цена достаточно высока, да и требования к процедуре изначительно усложнились. Поэтому целесообразно обратиться за помощью в консалтинговую компанию.
О регистрации АО (ЗАО) можно почитать в этой статье.